(АВТОПИЛОТЫ)
В процессе пилотирования вертолета летчик решает две различные задачи: управление углами фюзеляжа и управление траекторией полета (рис. 5Л, д). Плохие устойчивость и управляемость приводят к тому, что летчик работает с напряжением, обеспечивая только удовлетворительные характеристики внутреннего контура. Это, кроме быстрой утомляемости, ведет к ухудшению выполнения им функции по стабилизации внешнего контура, а также функции по решению навигационных задач, контролю за работой систем и агрегатов вертолета и прочих задач, необходимых для выполнения полетного задания.
Применение автопилота только для угловой стабилизации позволяет облегчить работу летчика. Управляя изменением углов, летчик работает с гораздо меньшим напряжением вследствие того, что объект управления приобрел собственную устойчивость по углу (см. рис. 5.1,6).
Однако возможности, открывающиеся при применении автопилота,, этим не ограничиваются. Вертолет с автопилотом при освобожденных летчиком рычагах управления может выдерживать заданный режим полета, при этом углы тангажа, крена и курса будут стабилизированы.
Кроме того, автопилот на вертолете может быть дополнен системой автоматического управления (САУ), использующей датчики отклонения вертолета от заданной траектории и соответствующие вычислительные и исполнительные устройства. Система автоматического управления может выполнять вместо летчика задачи стабилизации вертолета на заданной траектории. Летчик при этом может лишь перенастраивать САУ и контролировать работу оборудования (см. рис. 5.1,в).
Принципиально уже в настоящее время возможно создание вертолета с полностью автоматическим управлением, который бы взлетал, осуществлял полет по заранее заданному маршруту (или при дистанционном задании маршрута) и садился бы в заранее заданном месте. Однако система, необходимая для осуществления таких функций, будучи выполненной в пределах ныне известных технически разумных весов и габаритов, будет существенно менее надежна, чем при управлении летчиком. К тому же специфика применения вертолетов очень часто исключает возможность заблаговременного программирования (или дистанционного задания) всех элементов его полета. Поэтому, вероятно, человек надолго еще останется важным элементом системы «летчик— вертолет» даже в случае применения весьма совершенных САУ. Разделение функций автоматики на стабилизацию внутреннего контура (угловую) и внешнего контура (траєкторную) несет с собой существенные выгоды в повышении надежности системы в целом [32].